История Коми России. Природа Коми
сайт Леонида Томова
Природа
История Коми

Павел Иванович Крузенштерн

Страницы
Истории
ПОИСК: 
Павел Иванович Крузенштерн – сын известнейшего мореплавателя Ивана Крузенштерна

Экспедиции Крузенштерна в Коми Край

  • В 1843 году в Коми край для геологических исследований и составления первой точной карты на основе астрономических наблюдений широт и долгот прибыла экспедиция, возглавляемая геологом Александром Андреевичем Кейзерлингом и капитан-лейтенантом Павлом Ивановичем Крузенштерном (сын известнейшего мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна).

    Капитан-лейтенант Павел Иванович Крузенштерн Экспедиция была организована Министерством финансов и Корпусом горных инженеров. Коми край и до этого изображался на картах, имеющих географическую сетку, но изображаемые объекты не соответствовали значениям географических координат, определяемым по сетке. Кроме Усть-Сысольска, на всей обширной территории края не было ни одного астрономического определения широты и долготы.

    По пути из Петербурга в Усть-Сысольск Крузенштерн произвел четыре наблюдения астропунктов, которые в 1814 году определил Вишневский (в том числе в Усть-Сысольске). Определение Вишневского в Усть-Сысольске Крузенштерн принял за основу, хотя, как выяснил впоследствии астроном М. А. Ковальский, определения Крузенштерна оказались точнее результата Вишневского. После этого экспедиция на лодках направилась вверх по Вычегде. С ней из Усть-Сысольска выехали старший лесничий уезда Греве и житель города Филипп Попов, которого Крузенштерн охарактеризовал как "грамотного, расторопного и любознательного зырянина"3. Греве оказался неспособным к выполнению трудных полевых работ и скоро сбежал.

    Незаменимым помощником Крузенштерна оказался Филипп Попов. Успеху экспедиции способствовали и другие участники экспедиции из коми. Кейзерлинг в письме к отцу отмечает их услужливость и сообразительность.

    Работа экспедиции оказалась исключительно удачной. С 17 июня по 24 сентября (с момента приезда в Усть-Сысольск и возврата туда же) экспедиция по Южной и Северной Мыл ве вышла к Печоре, исследовала верховья Печоры, реку Илыч, посетила гору Саблю, прошла по всей Печоре до ее низовий, из села Оксино прошла по Тиманской тундре, переехала реку Индигу, возвратилась на Печору в Пустозерск, поднялась по Печоре и Ижме до устья Ухты. Здесь Кейзерлинг через ухтинский волок вышел на Вымь, спустился по ней на Вычегду и возвратился в Усть-Сысольск. Крузенштерн в Усть-Сысольск пробрался через верховья рек Ижма, Чер Ижем-ская и Чер Вычегодская, Вычегда.

    Кроме повторений четырех наблюдений Вишневского, всего Крузенштерн отнаблю-дал 47 новых астропунктов. Результат поездки Кейзерлинг и Крузенштерн обобщили в книге "Научные наблюдения при поездке в Печорский край", опубликованной в 1846 году. Авторы получили за книгу Демидовскую премию, присуждаемую за особо выдающиеся заслуги в научных исследованиях и в промышленности. Эта же премия была присуждена и А. Шренку за описание исследований в двух томах книг, опубликованных в 1848 и 1854 годах. Раздел по гидрографии Усть-Сы-сольского уезда в книге Кейзерлинга и Крузенштерна был составлен Филиппом Поповым, по выражению Крузенштерна, "сведущим и грамотным сочинителем", а Архангельского уезда - Алексеем Окладниковым из Мезени.

    К книге была приложена геолого-географическая карта Коми края в масштабе 1:3000000 с прямоугольной географической сеткой. Долготы на карте приведены от Парижа, Гринвича и Ферро. На карте Тиман-ский кряж показан как более древнее горное образование, нежели Урал. Впервые многие объекты получили верные географические координаты, опирающиеся на астрономические наблюдения Крузенштерна, но некоторые подробности (верховья притоков Вычегды и Печоры, положения вершин Уральских гор) изображены еще с ошибками.

    Первая поездка П. И. Крузенштерна прочно связала его с Коми краем и северо-востоком Европейской России. Он, по его собственным словам, "решил посвятить свою жизнь на разрешение вопроса, от которого зависела судьба богатой, но,по отдаленности своей, забытой области России". До конца своей жизни П. И. Крузенштерн занимался не только исследованиями, но и промышленной деятельностью в Печорском крае.

    Совместно с М. К. Сидоровым Крузенштерн вошел в организованную Василием Николаевичем Латкиным компанию по заготовке и вывозке лиственничного мачтового леса в Россию и за границу. Из-за недостаточных капиталовложений и при отсутствии хороших путей сообщения дело застопорилось. Компания после смерти В. Н. Латкина распалась. В 1879 году Крузенштерн писал: "Без содействия и расходов со стороны правительства Печорский край не сможет выйти из своего безотрадного состояния, хотя деятельность отдельных предпринимателей способствует поднятию культуры края".

Судно Крузенштерна «Ермак»

  • П. И. Крузенштерн 9 раз приезжал на Печору и побережье Баренцева моря. Для морских исследований он в 1849 году построил парусную шхуну "Ермак", на которой в 1850- 1852 и в 1862 годах проводились гидрографические работы в Белом и Баренцевом морях, в устьях рек Мезени, Индиги, Печоры вначале под руководством П. И. Крузенштерна, а затем его сына Павла.

    В сентябре 1860 Павел Крузенштерн на судне прошел в Карское море через Карские Ворота и нашел море свободным ото льда.

    В начале сентября 1862 года "Ермак" был раздавлен льдами и утонул в Карском море при попытке пройти в устье Енисея для вывоза приготовленного М. К. Сидоровым графита. Экипажу судна во главе с Павлом Павловичем Крузенштерном удалось с трудом, но без потерь выйти на полуостров Ямал, а затем с помощью оленеводов - ненцев в нартах пробраться на Печору (в Тобольском музее есть расписка о выдаче самоеду Александру Худи 31 рубля серебром за доставку команды потерпевшей крушение шхуны «Ермак», заверенной Гербовой печатью Павла Крузенштерна).

    Во время своих поездок в Печорский край П. И. Крузенштерн производил исследования в Тиманской тундре, нивелировку пути и почтового тракта с Усть-Цильмы на Мезень, уточнял прежние съемки, производил астрономические наблюдения. Всего П. И. Крузенштерн в окончательном виде определил 80 новых пунктов по широте и 87 - по долготе. В 1873- 1876 годах он проводил съемки и исследования по реке Усе и правым притокам Оби для изыскания водного пути с Печоры на Обь. В результате он пришел к выводу о возможности постройки канала.

Примечание:
  • ИВАН ФЁДОРОВИЧ КРУЗЕНШТЕРН (8.11.1770 — 12.8.1846) — праправнук основоположника рода в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна, российский мореплаватель, адмирал. Экспедиция под командованием Ивана Крузенштерна на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершила первое русское кругосветное плавание, отбыв из Кронштадта 26 июля 1803 году и приплыв туда же 7 августа 1806 года.
  • ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ КРУЗЕНШТЕРН (1808–1881) — третий сын Ивана Крузенштерна, в 1826-1829 году также совершил кругосветное плавание на корабле «Сенявин» под командованием Федора Литке. В 1864 году произведен в контр-адмиралы, с зачислением по резервному флоту. В 1869 произведен в вице-адмиралы с увольнением от службы.
  • ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ КРУЗЕНШТЕРН (1824–1871) — внук Ивана Крузенштерна, старший сын П. И. Крузенштерна, исследователь Арктики. Капитан-лейтенант Павел Крузенштерн умер 8 августа 1871, застудив легкие командуя военным пароходом в Аральском море.

1000 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900 1950
1820 1840 1850 1860 1870 1880 1890

^ ВВЕРХ ^


  Copyright © 2004-2013, Леонид Томов
Rambler's Top100 mailto: tomovl@mail.ru