| 
	  	  
    | 
	
	   
		 
		     | 
		   Торговля, дороги, перевозки
		   в Коми XIX - начале XX в. Усть-Сысольск — главный торговый центр уезда.
		    Сибиряковский тракт 
		   Усть-Сысольск — главный торговый центр уезда
		   
		   - На протяжении всего XIX века Усть-Сысольск являлся главным торговым центром уезда
		   и играл заметную роль в торговле Вологодской губернии и Северного края.
		   «Торговое лицо» города определяло купечество. В численном отношении эта прослойка горожан
		   была невелика, однако в жизни города играла заметную роль. Напомним, что многие купцы
		   владели значительными участками земли, занимали руководящие посты в органах городского
		   самоуправления.
		   
Немногочисленное усть-сысольское купечество вело широкую торговлю не только в городе,
		   но и в уезде. Круг его деловых интересов был весьма широк. Купцы занимались
		   скупкой пушнины и дичи у местных охотников, торговали рыбой, сеном, вели внутригородскую
		   торговлю, не брезговали и ростовщичеством. Довольно рано усть-сысольское купечество занялось
		   торговлей хлебом, сделав это занятие едва ли не основным. В первой трети XIX века
		   уездный городок был важной перевалочной базой российских и местных хлеботорговцев.
		   По рекам сюда шли зерно и мука из Вятки, Казани, Сарапула, Костромы и других хлебородных
		   районов страны. Местные хлеботорговцы скупали хлеб и в уезде, в подгородних селах.
		   Известно, что в 1820 году купец Латкин занимался скупкой хлеба и пушнины в Визинге,
		   Кибре (сейчас Куратово) и пригородных деревнях. Но эти закупки были незначительны.
		   Крестьяне часто страдали от неурожаев, и сами были вынуждены закупать хлеб.
		    В 20-е годы XIX века из Усть-Сысольска отправлялось от 400 тыс. и более пудов хлеба в год.
		   Хлебный товар шел водным путем в Архангельск, один из главных в то время морских
		   портов России, а оттуда на заграничные рынки. На торговле хлебом некоторые усть-сысольские
		   купеческие семьи составили себе приличное состояние. К примеру, капитал хлебного торговца
		   Новоселова в 1816 году составлял всего 8050 руб. ассигнациями, а к 1852 году —
		   уже 71061 руб. серебромм. Оживленная торговля давала возможность подзаработать и горожанам:
		   у высокого берега Сысолы постоянно разгружались и загружались тяжелые барки
		   с зерном и другими товарами. Нанимались горожане и в бурлаки.
		    Помимо хлеба в северный порт шли и другие грузы. В частности, усть-сысольские
		   предприниматели направляли туда пушнину, скупка и перепродажа которой давала многим
		   из них значительный доход. Так, в 1826 году усть-сысольский купец П. Колегов поставил
		   в Архангельск 25 тыс. шкурок белки на сумму 5,5 тыс. руб. серебром, а его коллега
		   В. Торокановский вкупе с сольвычегодскими дельцами Пьянковым и Мамаевым в 1828 году
		   отправили 33 тыс. шкурок на 6750 руб. серебром.
		     
		    
		   Дороги Коми во 2-й половине 19 века
		   
		   - В 1859 проложена дорога с Вычегды на Троицко-Печорск 140 верст, связавшая
		   верхневычегодские селения с печорскими.
		   
 - В 1860 три корабля Печорской компании доставили лес в Англию.
		   Этот печорский лес в 1862 экспонировался на Второй Всемирной выставке в Лондоне.
		   
 - В 1864 — появление первого парохода на Печоре. В 1864 М.К.Сидоров приобрел у одного
		   из петербургских промышленников двухвинтовой железный пароход английской постройки,
		   который был доставлен в верховья Камы. С ее притоков по волоку пароход,
		   получивший название «Печора», перетащили в верховья Печоры. В конце августа 1864 судно
		   отправилось в свое первое плавание по этой реке. 28 августа 1864 г. троицко-печорцы
		   впервые увидели подплывающий к их селу пароход, который они «встретили с особым торжеством
		   и молебствием, как предвестника оживления их страны».
		   
 - В 1867 построенный в устье Печоры корабль «Ломоносов» купца 1 гильдии М.К.Сидорова
		   достиг Санкт-Петербурга и доставил 10 тыс. куб. футов печорской лиственницы.
		   
 - В 1869 все тот же неуемный М.К.Сидоров разработал проект дороги с Печоры и Усы
через Урал на Обь. Собирался он также построить рельсовую дорогу от с. Щугор на
Печоре до зауральского с. Ляпино (Саранпауль), которая могла бы стать
важной торговой коммуникацией между Европой и Азией на Севере. Печорские жители и тобольские купцы
поддержали эту идею; печорцы даже
высказали пожелание поселиться вдоль такой дороги. В середине 1870-х гг.
начались работы по строительству Петровской (так ее назвал Сидоров)
дороги, но в 1876 г. губернские власти распорядились прекратить их.
		   
 - Пять лет спустя иркутский купец А.М.Сибиряков решил продолжить строительство
тракта между Щугором и Ляпино. В 1884 г. А.М.Сибиряков на оленях проехал с Печоры на Обь;
об этом сообщили некоторые российские журналы.
 Однако обустройство трассы продолжалось еще несколько лет.
В 1886 Сибиряков начал оборудовать летний колесный путь и даже задумывался об
осуществлении идеи Сидорова относительно узкоколейной железной дороги,
но ни то, ни другое не было воплощено в жизнь.
В 1888  строительство
зимнего тракта, получившего название Сибиряковского, полностью завершилось.
На Печору повезли сибирский хлеб, а в обратном направлении — семгу,
продукцию брусяно-точильного промысла и оленеводства. Но значительного
развития проходивший по нежилым местам тракт не получил — обслуживать его
было весьма сложно. Правда, на рубеже ХХ века интерес к тракту усилился
из-за выдвинутого сибирскими промышленниками предложения построить
в устье Печоры (или Оби) порт для беспошлинной торговли с заграницей. Но
все закончилось разговорами, и тракт постепенно оказался заброшен.
		    см. Вутыльский район. Патятники природы. Карта;
		   Сибиряковский тракт/
		     - В 1891 открыт тракт Шежам-Буткан, связавший Нижнюю Вычегду и Удору.
		   
 - В течение
1886  была протянута телеграфная линия от Устюга до Усть-Сысольска
(ранее телеграммы доставлялись на лошадях). 12 ноября  работа была
завершена, и после благодарственного молебна, отслуженного протоиереем
Троицкого собора, в Усть-Сысольске открылся прием корреспонденции.
		   
 - В 1894 завершилось строительство почтового тракта от Койнас на Мезени до Усть-Цильмы,
		   сыгравшего важную роль в укреплении связей между Печорским и Мезенским регионами,
		   в экономическом развитии печорского края. Вдоль Койнасского тракта протянули телеграфную линию.
		   
 - 8 мая 1895 издано правительственное распоряжение об открытии регулярного движения
		   товаро-пассажирских пароходов по Печоре от Куй до Щугора (был заключен договор на содержание
		   двух судов с чердынским купцом М.В.Черных. С 1897  товаро-пассажирские суда стал обслуживать
		   купец С.Н.Норицын; он был родом из города Лальска, но жил в Ижме) и морского сообщения
		   по маршруту Архангельск—устье реки Печоры (на пароходе «Норденшельд», принадлежавшем
		   купцу А.М.Сибирякову).
		   
 - В 1898 построена железная дорога Вятка-Котлас, самая близкая к Коми краю. Вскоре
		   после этого важное значение приобрела грунтовая дорога от станции Мураши до Усть-Сысольска.
		   
		   
		    Карта Google. Сибиряковский тракт начинается от деревни Усть-Щугер на Печоре и идет
		   на Юго-Восток к Уралу вдоль р. Щугер. 
 Просмотреть увеличенную карту
		    
		    
		   Дороги Коми в начале 20 века
		   
		    
		    | 
		   
		  
		     | 
		   
		    | 
		   
		  
		     | 
		   
		    
		   
		   
		   
		   
		    | 
		   
		  
		     | 
		   
		    
		   Литература 
		   
		   
		   - Историко-культурный атлас Республики
		   Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
		   
 - Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997,
		   1999, 2000.
		   
 - Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
		   
 - Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
		   
 
		    
		    
		    | 
		   
		  
		     | 
		   
		   
		    | 
		   
		  
		     | 
		   ^ ВВЕРХ ^  | 
		   
		  
		 
		 |