Дороги Коми. Перевозки различных грузов
сайт Леонида Томова
Природа
История Коми

Торцовые дороги в 1930-е

Дороги
Перевозки грузов
ПОИСК: 
Главная страница Главная страница
История Коми - России История Коми – России
Природа Коми Природа Коми
Транспорт в Коми Транспорт в Коми
Торцовые дороги Торцовые дороги
Торговля, дороги и перевозки в Коми в 19 - нач. 20 века Дороги и перевозки 19 в.
Дороги и перевозки грузов в 1920-е Дороги перевозки 1920-е
Дороги и перевозки грузов в 1930-е Дороги перевозки 1930-е
Дороги и перевозки грузов в 1980-е Дороги Коми 1980-е - 2010-е
Автомобильные и железнодорожные мосты в Коми Мосты в Коми
Организация централизованных перевозок Централизованные перевозки
Топографические карты Коми Топографические карты Коми
Чрезкаменный путь Чрезкаменный путь
Русь 13 век Русь 13 век.
        Интерактивная карта
Великий Новгород. Падение Республики Великий Новгород.
        Падение Республики
Семь чудес Коми Семь чудес Коми
Столбы выветривания Столбы выветривания
Сыктывдинский район Сыктывдинский район
Партнеры сайта tomovl.ru Избранные ссылки
Добавить в избранное
Сделать дом. страничкой
Обратная связь:
mailto: tomovl@mail.ru
Translate.Ru PROMT©
Грузоперевозки  и  дороги  Коми.
Торцовые  дороги  из  деревянных  шашек  в 1930-е гг.
  • В в 1930-е. годы началось возведение мостовых из деревянных шашек. Пробным полигоном их внедрения стали мостовые в селах Объячево и Визинга. Автором применения этого метода и непосредственным исполнителем стал ветеран дорожного строительства Н.П.Кокотков.

    Пишет автор:
    — В ноябре 1936 г. меня перевели на работу в Объячевский доручасток. По дороге Сыктывкар — Мураши осенью 1936 г. работало много лагерных автомашин ЗИС-5, которые перевозили грузы с железной дороги (ст. Мураши). Дорога под снег ушла с многочисленными ямами и сплошной колеёй.

    Учитывая такое состояние дорог и отсутствие гравия, я предложил построить опытный участок дороги из деревянной торцовой шашки по с. Объячево. ОШОСДОР одобрил эту затею и предложил срочно составить проектно-сметную документацию с тем, чтобы в 1937 г. построить опытный участок — 1 км дороги из торцовой шашки.

    Из-за отсутствия механизмов земляные работы и распиловку бревен на шашку проектом предусматривалось выполнять вручную. Леса за зиму заготовили достаточно, и с мая 1937 г. я стал прорабом опытного строительства. Ввиду отсутствия рабочих земляные работы и распиловку бревен на шашку до начала сенокоса почти не производили.

    В целях экономии рабочей силы я сконструировал деревянную часть шашкорезного станка. Вал и подшипники мне помог сделать механик Сыктывкарского доручастка Н. М. Дубина. Готовый станок я показал директору МТС и попросил выделить трактор с приводным шкивом, пояснив ему, сколько можно на этом сэкономить времени и сил. Он выделил трактор, который для пахоты не годился, а на распиловке работал хорошо. Шашки пилили в две смены. Норма распиловки поперечной пилой вручную на двух человек составляла 7 складочных куб. м, а станком в составе бригады (2 рабочих, 1 тракторист, 1 подросток) получилось со складыванием в штабеля до 140 складочных куб. м. Таким образом, вскоре на бирже появилось много напиленной шашки.

    Колхозы на работу стали выделять до 100—150 человек. МТС дополнительно выделил один хороший трактор и канавокопатель, и дело закипело: разрабатывали корыто, устанавливали упорный брус, в песчаном карьере вручную грузили песок на бортовые автомашины, и, выгружая его на дорогу, укладывали торцовую мостовую. Все делалось аккуратно, под нивелир.

  • Тогда мне большую помощь оказали практиканты Сыктывкарского строительного техникума (дорожное отделение — Сюткин Николай и Данилова Анна). Нам пришлось работать в июне—сентябре по 16—20 часов в сутки без выходных дней. Ночью мы готовили разбивочные работы и наряды, днем руководили строительством, обучали рабочих, так как колхозы меняли их через 2—4 дня.

    Начальник ОШОСДОРа С. Н. Полещиков был инженером-дорожником. Он, приезжая на строительство торцовой мостовой, был доволен ходом и качеством работ. За хорошую работу обещал мне выделить путевку на юг в дом отдыха.

    Когда в с. Объячево было построено около 0,5 км торцовой мостовой, из с. Визинги приехали председатель райисполкома и секретарь райкома партии вместе с дорожными мастерами И. П. Чугаевым и С. А. Никулиным. Мостовая им понравилась. Они попросили построить такую же в с. Визинга, обещая обеспечить всем необходимым — лесом, рабочей силой и механизмами. За июль—сентябрь там тоже было построено 0.88 км, а в с. Визинга — 0,8 км. Сысольский райисполком оказывал нам всемерную помощь.

    Как известно, в 1937 г. проводились массовые репрессии. Вместо путевки на юг мне прикрепили бирку врага народа и 2 декабря 1937 г. арестовали. Я, бывший на день ареста техноруком Объячевского доручастка, якобы с целью вредительства вывел из строя дорогу Сыктывкар — Мураши, неправильно строил торцовую дорогу. Впоследствии нас объединили в группу «вредителей» (Д. И. Куратов — работник ОШОСДОРа, Г. Тырышкин — начальник Объячевского доручастка, я — Кокотков Н. П. и еще один дорожный мастер (фамилию забыл). Верховный суд присудил нам всем по 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах, а при вторичном рассмотрении в апреле 1939 г. нас освободили за отсутствием состава преступления.

    Торцовая мостовая отлично отслужила свой срок без ремонта. Люди любили не только ездить, но и ходить по ней. Торцовые мостовые относились к дорогам с твердым покрытием.

    Строительство торцовой мостовой в селе Объячево. 1937 год.
    Строительство торцовой мостовой в селе Объячево, Коми. 1937 год.


Литература
  • Историко-культурный атлас Республики Коми. – М: Дрофа; Д и К, 1997.
  • Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. Сыктывкар, 1997, 1999, 2000.
  • Населенные пункты РК. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 2000.
  • Дороги Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
nasa карты дороги история природа чудес
о монете каталог ценник валюты

^ ВВЕРХ ^


  Copyright © 2004-2014, Леонид Томов
Rambler's Top100 mailto: tomovl@mail.ru